Сорок дней в Мантуе
Омский государственный университет
им. Ф.М. Достоевского
+7 (3812) 67-01-04 (приемная ректора)
Факс: +7 (3812) 22-36-41
+7 (3812) 22-97-72 (приемная комиссия)
644077 г. Омск пр. Мира, 55a
14 Мая 2018 (Новости ОмГУ)

Сорок дней в Мантуе

Сорок дней в Мантуе Максим Тюменцев, студент 4 курса кафедры хорового дирижирования и сольного пения факультета культуры и искусств направления «Вокальное искусство» вернулся из Мантуи (Италия), где проходил стажировку в рамках договорённостей заключённых между ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и консерваторией им. Лючио Кампиани. Мы попросили заведующего кафедрой профессора М.А. Белокрыса рассказать, благодаря каким инициативам стажировка стала возможной, а Максима – поделиться впечатлениями о поездке.

Михаил Алексеевич БЕЛОКРЫС, профессор, кандидат культурологии, заведующий кафедрой хорового дирижирования и сольного пения ОмГУ:
Еще осенью 2016 года по инициативе известного педагога Марио Повези, поддержанной руководством университета, для студентов кафедры хорового дирижирования и сольного пения были организованы мастер-классы оперного певца, профессора консерватории г. Мантуи им. Лючио Кампиани – Сальваторе Рагонезе. Когда занятия подходили к концу, родилась идея заключить договор о творческом сотрудничестве университета и консерватории, а в его рамках организовать учебу наших студентов в Италии.
Началась длительная подготовка – прослушивание претендентов, запись видеоклипов обеими сторонами договора о творческом сотрудничестве. В мае 2017 года во время поездки вокального ансамбля кафедры в Мантую состоялась передача ректорату консерватории договора о творческом сотрудничестве и переговоры о возможности обучения наших студентов. Казалось, что проект близок к осуществлению, но смерть Марио Повези, бывшего главным связующим звеном между университетом, кафедрой и консерваторией, расстроила все планы. Возникло немало сложностей с разницей учебных программ, сроками обучения, а также технической стороной вопроса. В результате только Максим, проявив немало личной инициативы и заинтересованности, смог поехать на стажировку в Италию. Думаю, что этот первый опыт будет полезен для организации в будущем такого рода мероприятий.

– Максим, расскажи, пожалуйста, как проходила стажировка. Каков был принцип отбора кандидатов.
– В 2016 году по итогам открытых мастер-классов Сальваторе Рагонезе отметил, что с некоторыми студентами,  в том числе и со мной, будет рад продолжить сотрудничество, но уже на территории консерватории в Мантуе. В результате же я оказался единственным, кому посчастливилось  поехать в Италию.

– Почему?
– По ряду причин. Во-первых, сотрудничество такого формата – дело достаточно новое как для нашего вуза, так и для консерватории им. Лючио Кампиани. Подобного рода стажировок, во всяком случае, в истории нашего факультета ещё не было. Во-вторых, в результате длительных и сложных переговоров было упущено драгоценное время, а некоторым планам вообще не дано было осуществиться. Ведь программа обучения в консерватории рассчитана на определённый срок. Однако к моменту достижения соглашения между сторонами у многих выпускников, таких как я, этого времени просто не оказалось, поскольку приближались выпускные экзамены в ОмГУ. А значит, необходимо было найти время и на поездку и на подготовку к ним. Еще одним печальным фактором стала смерть человека, который собственно был инициатором и горячим сторонником сотрудничества. Я сейчас говорю о Марио Повези, педагоге, лингво-тренере, профессоре и известном меценате. Все переговоры по большей части держались на нём. А когда его не стало, никто не смог его заменить. В результате мне даже пришлось вложить некоторое количество собственных средств  в столь желанную для меня поездку.

– Какова же была программа обучения, если в заранее оговорённые сроки уже не получалось уложиться?
– В идеале я бы занимался в консерватории по определённой программе в течение полугода и посещал определённые предметы с другими студентами. По факту я пробыл в Мантуе всего сорок дней, а занятия мои носили индивидуальный характер. Со мной работал непосредственно Сальваторе Рагонезе.
Наши встречи включали освоение итальянской вокальной техники, имеющей с русской школой существенные различия. Например, в русской школе поощряется округлый звук. Однако в итальянской манере исполнения он должен быть сверхкруглым. В вопросе артикуляции и формирования звуков также есть существенные отличия. Наша школа допускает удвоение какой-либо согласной, поскольку голосу исполнителя легче от неё оттолкнуться. А значит, есть возможность грамотно музыкальную фразу интонировать. В итальянской опере такой шаг станет ошибкой, поскольку удвоение или наоборот проглатывание каких-либо звуков, а также варьирование, например, между звуками «а» и «о» может измениться смысл слова.
Даже за сорок дней я очень многому смог научиться. Хотя конечно с радостью оставался бы в Мантуе как можно дольше. Общение с Маэстро приносило мне большую радость. Ведь он не только специалист высокого уровня, но и весьма приятный в общении человек.

– Максим, для чего была нужна стажировка в Италии? Какие цели ты перед собой ставил?
– Хотел попробовать что-то новое в профессиональном плане. Появилась возможность подучить язык. Надеялся, что занятия в консерватории помогут мне решить различные вокальные задачи, способов решения которых, здесь в ОмГУ, я не находил.

– Нашлись решения?
– В каком-то смысле да. Например, я теперь понимаю, что большое значение имеет подача материала. Порой в результате передачи каких-либо знаний возникает недопонимание или разночтения, которые в свою очередь могу привести к различным ошибкам. Когда есть возможность познакомиться с точкой зрения нескольких экспертов, количество таких ошибок существенно сокращается.

– Что для себя ценного вынес из поездки?
– Пожалуй, самое важное, что со мной произошло – это знакомство с очень интересными и приятными людьми. Теперь мы поддерживаем связь, наводим мосты русско-итальянской дружбы. Их способ мышления во многом отличается от нашего. Они проще, легче относятся к возникающим проблемам, осознавая, что если есть проблема, также есть и её решение. И затем просто делают попытку за попыткой, пока не добиваются нужного результата. Это относится в частности и к вокальному исполнительству.
Ещё в Мантуе я получил уникальный сценический опыт, приняв участие в двух концертах вместе со студентами Маэстро Рагонезе.

– Где проходили эти мероприятия и чему были посвящены?
– Один концерт прошёл в большом зале консерватории, другой – в органном. Одно из выступлений было посвящено памяти Марио Повези. Ведь он – покровитель искусств и меценат – являлся весьма заметной личностью в Мантуе и был очень важен и для города, и для консерватории. Изначально этот концерт и был задуман Марио Повези. Просто он не успел данный проект реализовать.
Второй концерт был посвящён такой теме, как «Литература в музыке». Например, «Травиата» Джузеппе Верди написана по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», а «Риголетто» по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». Вот и в концертной программе были такие номера, в которых использовался текст непосредственно из литературных произведений.

– Какие ты партии исполнил?
– Я исполнил романс Рудольфо из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула», терцет из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Так поступают все» и, в паре с одной из учениц Маэстро Сальваторе Рагонезе, дуэттино Дон Жуана и Церлины из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан».

Галерея